Первыми шагами института стали совместные с Ленинградским Кировским заводом (ЛКЗ) и Челябинским тракторным заводом работы по созданию тяжёлого танка Т-10, плавающего ПТ-76, бронетранспортёра БТР-50П и трелёвочного трактора КТ-12. Были разработаны: для танка Т-10 высокоэффективная эжекционая система охлаждения, 2-ступенчатый воздухоочиститель, система подрессоривания с пучковым торсионом; для танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П водомётный движитель, эжекционая система охлаждения, штампованная гусеница.

Тяжёлый танк Т-10

В дальнейшем деятельность института была направлена на проведение комплекса теоретических и экспериментальных исследований по гидромеханическим трансмиссиям, совершенствование систем воздухоочистки, охлаждения двигателей, увеличение долговечности элементов гусеничных движителей и систем подрессоривания, повышение скорости движения гусеничных машин на разбитых грунтовых дорогах, пересечённой местности и на плаву, поиск новых принципов движения.

Созданы опытные образцы тяжёлого 4-гусеничного танка высокой проходимости.

Институт уделяет большое внимание комплексным исследованиям военных гусеничных машин (ВГМ) и их составных частей для последующего внедрения наиболее удачных решений на образцах, разрабатываемых КБ заводов отрасли. Для этого потребовалось существенно расширить экспериментально-производственную базу. Созданы уникальные стенды по исследованию двигателей, трансмиссий, узлов и систем ходовых частей. Развивалось более тесное и творческое сотрудничество с основными танковыми КБ и заводами отрасли, с разработчиками комплектующих.

С 1961г. институт принимает активное участие в создании основного танка Т-64, на многие годы определившего основное направление дальнейшего развития отечественных танков и обеспечил их приоритет над зарубежными машинами.

В конструкции танков Т-64 и Т-64А был внедрён ряд отработанных институтом технических решений, в том числе башня с керамическим наполнителем, противокумулятивные бортовые экраны, резинометаллические шарниры гусениц, телескопические гидроамортизаторы подвески, комплекс мероприятий по повышению точности стрельбы из пушки, комплекс мероприятий по повышению эффективности и работоспособности бортовых коробок передач и системы управления движением, систем охлаждения, воздухоочистки и предпускового подогрева двигателя, комплекс мероприятий по совершенствованию механизма заряжания, системы управления огнём, противоснарядной и противоатомной защиты, электрооборудования, оборудования подводного вождения и др.

Основноя танк Т-64

Институт принимал активное участие на всех этапах создания, отработки и организации серийного производства танка Т-72 с дизельным двигателем типа В-2 на Уральском вагоностроительном заводе и танка Т-80 с газотурбинным двигателем на ЛКЗ. В результате выполненных институтом расчётных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ были разработаны и внедрены на танках следующие технические разработки института:

  • 2-ступенчатый воздухоочиститель с повышенными характеристиками (Т-72);
  • 1-ступенчатый воздухоочиститель с прямоточными циклонами повышенной производительности (Т-80);
  • малогабаритный предпусковой подогреватель повышенной производительности (Т-72);
  • основные элементы (планетарные ряды, металлокерамические диски трения) бортовых коробок передач (Т-72 и Т-80);
  • конструкция бронезащитных жалюзи над входным окном моторных отделений (Т-72 и Т-80);
  • противокумулятивные бортовые экраны (Т-72);
  • нагнетатель-сепаратор системы противоатомной защиты (Т-72 и Т-80);
  • телескопический гидроамортизатор подвески (Т-80) и др.

В середине 70-х годов на ВНИИтрансмаш была возложена задача по координации и оказанию научно-технической помощи КБ заводов при выполнении работ по модернизации и дальнейшему развитию танков и других ВГМ. В ходе серийного производства в результате этих работ были приняты на вооружение модернизированные танки (Т-90, Т-80У ), новые боевые машины пехоты (БМП-2, БМП-3), машины для воздушно-десантных войск (БМД-2) и другие образцы ВГМ.

В это же время институтом совместно с КБ танковых заводов и другими организациями продолжались поисковые работы, направленные на создание перспективных ВГМ, принципиально новых систем и узлов для них. Институтом разрабатывались более совершенные методы научных исследований, связанных с широким использованием последних достижений в области вычислительной техники, эргономики, имитации в стендовых условиях эксплуатационных режимов и др. Особое место отводилось ходовым макетам, которые создавались для проверки принципиальных конструкторских решений в реальных условиях эксплуатации.

В этот период на основе научно-исследовательских разработок институтом в ходе работ по модернизации и совершенствованию серийных машин были внедрены:

  • комплексы пушечно-ракетного управляемого вооружения;
  • пушки повышенной точности;
  • высокоточные автоматизированные системы управления огнём;

T-90

T-80У

БМП-3
  • комплекс противодействия для защиты от поражения высокоточным оружием;
  • комплекс дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов на траектории;
  • трансмиссии с гидродинамическими и гидрообъёмными передачами;
  • управляемые подвески и гидроамортизаторы;
  • высокоэффективные системы моторных установок с поршневыми и газотурбинными двигателями;
  • приборы и оборудование для контроля радиационного воздействия и защиты экипажей и систем танков;
  • приборы выверки осей прицелов и пушки, измерений угла изгиба ствола, контроля износа канала ствола, теплового изгиба ствола и др