Коллектив института творчески применил накопленный в работах по военной и космической технике опыт при создании продукции специального назначения.

Для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в институте в сжатые сроки (май–июнь 1986 г.) был создан роботизированный комплекс Клин-1 в составе безэкипажной машины-робота и машины управления.

Машина-робот создана на базе инженерной машины разграждения ИМР-2.

Машина-робот

В ней установлена система дистанционного управления – электрогидравлические сервоприводы, радиоканалы управления, 4-камерная телевизионная система с телевизионным радиоканалом. Машина оборудована дополнительными приборами контроля радиационной обстановки, средствами поиска высокоинтенсивных источников облучения, средствами защиты машины и приборов от радиации и радиоактивной пыли.

Машина управления создана на базе инженерной машины разграждения ИМР-2. Она оборудована рубкой для экипажа, шлюзовой камерой, средствами управления машиной-роботом, приборами дозиметрической разведки, фильтровентиляционной установкой, теплоохладителем, средствами защиты экипажа, приборов и машины от воздействия радиации и радиоактивной пыли (уровень противорадиационной защиты 8500 крат).

Машина управления

С июня по декабрь 1986 г. комплекс Клин-1 выполнял работы по разбору завалов и расчистке территории. Проведено 19 выездов с дозиметрической и визуальной разведкой территории.

Оперативным штабом и правительственной комиссией эксплуатация комплекса Клин-1 была признана положительной и эффективной.

Для расчистки завалов радиоактивных материалов в зонах радиационного излучения, непригодных для длительной работы людей в институте в короткий срок (июнь-июль 1986 г.) был разработан и изготовлен комплекс Клин-2, состоящий из двух специализированных транспортных роботов СТР-1. При разработке комплекса был использован задел, накопленный в институте при проведении работ по луноходу и планетоходам.

СТР-1 состоял из самоходного шасси с приборами и оборудованием, обеспечивающим движение, радиотехнического комплекса для дистанционного управления и бульдозерного отвала для дезактивации территории.

Специализированный транспортный робот СТР-1

Автономность шасси обеспечивается применением бортового источника питания в виде двух серебряно-цинковых батарей. Отсутствие кабельной связи роботов СТР-1 со стационарным оборудованием обеспечило высокую маневренность и явилось одним из главных отличий от большинства отечественных и зарубежных транспортных роботов, применявшихся на кровле.

Высокая проходимость роботов обеспечивалась благодаря использованию индивидуальных электромеханических приводов и независимых подвесок колес, а также металических колёс с грунтозацепами.

Радиационная стойкость обеспечивалась за счёт того, что электронные блоки радиотехнического комплекса размещены в специальных контейнерах за свинцовой защитой.

Привлечение людей к обслуживанию комплекса Клин-2 в опасных зонах было минимальным и относилось только к разовым операциям, таким как прокладка кабеля питания для подзарядки аккумуляторных батарей или строповка робота к внешней подвеске вертолета при эвакуации.

По оценкам штаба по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС два робота отработали на кровлях третьего энергоблока в 1986 г. свыше 200 ч, было удалено свыше 90 тонн радиоактивных материалов, что позволило исключить привлечение к работам в опасных зонах около 1000 человек.

Эксплуатация комплексов Клин-1 и Клин-2 сопровождали бригады разработчиков, задачей которых было поддержание технической готовности комплексов, совершенствование методов и приёмов работ. Всего в Чернобыле от института участвовали 79 человек.

За большие заслуги в создании и освоении производства новой техники институт в 1976 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.