Мы сегодня

    Идея создания научно-исследовательского танкового центра формировалась в отрасли на фоне необходимости обобщения и использования огромного статистического материала, накопленного в результате творческой деятельности не только отечественных, но и зарубежных танкостроителей в годы второй мировой войны.

    По инициативе заместителя председателя Совета Министров СССР В.А. Малышева в июне 1949 г. в строй действующих предприятий вошёл отраслевой научно-исследовательский танковый и дизельный институт ВНИИ-100 (с 1966 г. — Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения — ВНИИтрансмаш, в 1993 г. институт преобразован в ОАО «ВНИИтрансмаш»). Институту вменялось в обязанность, наряду с научно-исследовательскими проводить и опытно-конструкторские работы с изготовлением опытных образцов.

тяжёлый четырёхгусеничный танк
рис. 1
    Первыми шагами института стали совместные с Ленинградским Кировским заводом (ЛКЗ) и Челябинским тракторным заводом работы по созданию тяжёлого танка Т-10 (рис. 2), плавающего ПТ-76, бронетранспортёра БТР-50П и трелёвочного трактора КТ-12. Были разработаны: для танка Т-10 высокоэффективная эжекционая система охлаждения, 2-ступенчатый воздухоочиститель, система подрессоривания с пучковым торсионом; для танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П водомётный движитель, эжекционая система охлаждения, штампованная гусеница.

Т-10
рис. 2
    В дальнейшем деятельность института была направлена на проведение комплекса теоретических и экспериментальных исследований по гидромеханическим трансмиссиям, совершенствование систем воздухоочистки, охлаждения двигателей, увеличение долговечности элементов гусеничных движителей и систем подрессоривания, повышение скорости движения гусеничных машин на разбитых грунтовых дорогах, пересечённой местности и на плаву, поиск новых принципов движения.

    Созданы опытные образцы тяжёлого 4-гусеничного танка высокой проходимости (рис. 1).

    Институт уделяет большое внимание комплексным исследованиям военных гусеничных машин (ВГМ) и их составных частей для последующего внедрения наиболее удачных решений на образцах, разрабатываемых КБ заводов отрасли. Для этого потребовалось существенно расширить экспериментально-производственную базу. Созданы уникальные стенды по исследованию двигателей, трансмиссий, узлов и систем ходовых частей. Развивалось более тесное и творческое сотрудничество с основными танковыми КБ и заводами отрасли, с разработчиками комплектующих.

    С 1961 г. институт принимает активное участие в создании основного танка Т-64, на многие годы определившего основное направление дальнейшего развития отечественных танков и обеспечил их приоритет над зарубежными машинами.

Т-64
рис. 3
    В конструкции танков Т-64 (рис. 3) и Т-64А был внедрён ряд отработанных институтом технических решений, в том числе башня с керамическим наполнителем, противокумулятивные бортовые экраны, резинометаллические шарниры гусениц, телескопические гидроамортизаторы подвески, комплекс мероприятий по повышению точности стрельбы из пушки, комплекс мероприятий по повышению эффективности и работоспособности бортовых коробок передач и системы управления движением, систем охлаждения, воздухоочистки и предпускового подогрева двигателя, комплекс мероприятий по совершенствованию механизма заряжания, системы управления огнём, противоснарядной и противоатомной защиты, электрооборудования, оборудования подводного вождения и др.

    Институт принимал активное участие на всех этапах создания, отработки и организации серийного производства танка Т-72 с дизельным двигателем типа В-2 на Уральском вагоностроительном заводе и танка Т-80 с газотурбинным двигателем на ЛКЗ. В результате выполненных институтом расчётных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ были разработаны и внедрены на танках следующие технические разработки института:

Т-90
рис. 4

    В середине 70-х годов на ВНИИтрансмаш была возложена задача по координации и оказанию научно-технической помощи КБ заводов при выполнении работ по модернизации и дальнейшему развитию танков и других ВГМ. В ходе серийного производства в результате этих работ были приняты на вооружение модернизированные танки (Т-90 (рис. 4), Т-80У (рис. 5)), новые боевые машины пехоты (БМП-2, БМП-3 (рис. 6)), машины для воздушно-десантных войск (БМД-2) и другие образцы ВГМ.
Т-80У
рис. 5

    В это же время институтом совместно с КБ танковых заводов и другими организациями продолжались поисковые работы, направленные на создание перспективных ВГМ, принципиально новых систем и узлов для них. Институтом разрабатывались более совершенные методы научных исследований, связанных с широким использованием последних достижений в области вычислительной техники, эргономики, имитации в стендовых условиях эксплуатационных режимов и др. Особое место отводилось ходовым макетам, которые создавались для проверки принципиальных конструкторских решений в реальных условиях эксплуатации.
БМП-3
рис. 6

    В этот период на основе научно-исследовательских разработок институтом в ходе работ по модернизации и совершенствованию серийных машин были внедрены:

    С момента основания институт участвовал в создании более 150 образцов бронетанковой техники, их модификаций и машин на их базе, из которых более 100 образцов были приняты на вооружение.

    В институте созданы и применяются предприятиями отрасли научные основы разработки ВГМ по оптимизации компоновочных решений и параметров комплекса вооружения, теории точности стрельбы, живучести и обитаемости, методам расчёта систем моторных установок, надёжности и методическому обеспечению испытаний.
Луноход-2
рис. 7

    Достойное место в деятельности института нашли работы по космической тематике, получившие мировое признание. Результатом выполненных опытно-конструкторских работ по планетоходам явилось создание автоматизированных шасси «Лунохода-1» (рис. 7) и «Лунохода-2» — первых в мире подвижных транспортных средств, посланных на другое небесное тело. Тема планетоходов получила дальнейшее продолжение в разработке образцов марсоходов, стабилизированных платформ, механизмов развёртывания антенн международной космической станции и аппаратуры для исследования поверхностей Луны, Венеры, Марса и его спутника — Фобоса.

    Всего созданы 25 образцов самоходных автоматизированных планетоходов, приборов для исследования физико-химических свойств грунта планет и их спутников, стабилизированных платформ точного наведения наружной аппаратуры на космические объекты исследования.

    В 1986 г. в сжатые сроки были созданы робототехнический комплекс "Клин-1" на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 и специализированный транспортный робот СТР-1 для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.
дистанционно-управляемый транспортный робот
рис. 8

    С 1990 г. накопленный опыт и научно-технический потенциал используются для разработки современных транспортных средств, специальных машин, оборудования гражданского назначения:

    В настоящее время деятельность института направлена на развитие бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), повышение эффективности стрельбы танкового вооружения, создание шасси планетоходов, оборудования и аппаратуры для космических исследований, создание опытных образцов транспортного машиностроения и продукции гражданского назначения. На ближайшую перспективу определены основные направления деятельности института:

климатический комплекс
рис. 9

    Институт обладает современной стендовой базой, включающей более 40 единиц оборудования, в том числе уникальный климатический комплекс (рис. 9), позволяющий проводить полный цикл стендовых испытаний военной техники и транспортных средств гражданского назначения в полной комплектации с габаритами до 12×6×8 м, массой до 60 т, при работающем двигателе мощностью до 1200 кВт под нагрузкой при температурах от –60°С до 70°С, относительной влажности воздуха до 100%, а также при дожде, росе, инее и солнечной радиации.

    Производственная база института обеспечивает изготовление отливок, механическую, термическую и химико-термическую обработку, сварку, плазменную резку листового проката, пайку, нанесение гальванических покрытий и сборку любой сложности.

    С 2004 г. институт находится в сфере деятельности Управления промышленности обычных вооружений Федерального агентства по промышленности России (Роспром), выполняет НИОКР по гособоронзаказу через Минобороны России.

    Указом Президента Российской Федерации от 04.08.04 г. № 1009 институт включен в Перечень стратегических акционерных обществ (порядковый № 83).

    Указом Президента Российской Федерации от 27.08.07 г. № 1102 институт включен в состав ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

    Научные, технологические и производственные возможности института позволяют осуществлять полный цикл исследований, разработок и изготовления опытных образцов транспортной техники широкого профиля, их всесторонних испытаний, доводку и передачу конструкторской документации для последующего серийного производства с использованием как собственных производственных мощностей, так и предприятий-партнеров, с которыми имеются устойчивые кооперационно-производственные связи.

    Общая стоимость основных фондов инстиута в 2007 г. составила ~180 млн. руб.

    Производственно-технологическое оборудование включает 320 единиц, испытательное стендовое оборудование включает 52 единицы, также имеется испытательный климатический комплекс.

    Институт является:

    На все виды осуществляемой деятельности институт имеет лицензии и сертификаты (всего 18 штук), из них основные:

    При институте функционируют аспирантура, диссертационный докторский совет, филиалы кафедр Балтийского государственного технического университета («Военмех») и Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

    За большие заслуги в создании и освоении производства новой техники: институт награждён орденом Трудового Красного Знамени; сотрудники института удостоены: Ленинской премии — 3 чел., Государственной премии СССР — 23 чел., Государственной премии РФ — 5 чел., премии Правительства РФ — 16 чел., Государственной премии УССР — 3 чел.; орденами и медалями награждены более 500 человек.